Катерина Романенко
Стоит ли ставить в салонах красоты камеры видеонаблюдения? Этот вопрос часто обсуждается на всеразличных форумах владельцев салонного бизнеса. Одним из сильных аргументов «за» выступает «человеческий фактор». То есть вдруг мастеру или администратору, а то и обоим сразу придет в голову стрижки мимо кассы проводить. Работа кипит, салон работает, а до владельца доходят суммы, что говорится «кот наплакал». Нет клиентов, и всё тут. А у владельца «такого-растакого» - дым коромыслом, пальмы-девочки-майорка, еще три или четыре бизнеса, ему не посидеть в салоне, ему некогда. И правда. Как он узнает, что страшнее: когда персонал ворует, отдав на откуп свою волю «человеческому фактору» или когда клиентов нет и взять неоткуда, если в интерьер его детища не будет вмонтирована пара-тройка дополнительных высокотехнологичных глаз видеокамеры? Плюсы от последней однозначно есть.
Есть ещё одна польза у камеры. Вот решил, к примеру, вор что-нибудь украсть. Шёл мимо, увидел симпатичный салончик. Дай, думает, зайду и сопру что-нибудь. Зашел под предлогом посетителя, огляделся. И камеры увидал. Почесал тыковку, прикинул: а ну его в болото, связываться. В маске салон грабить как-то не серьезно, не банк всё-таки, а без носка на голове «поймають и посодють». И передумал. Пошел грабить что-нибудь другое. Но это если вор. Специальный такой, целенаправленный. А если это просто – «человеческий фактор»?
Вот, судя по всему, такой «человеческий фактор» недавно "увёл" из моего салона ноутбук со всей базой и «соньку» - мыльницу, вполне себе пристойную, подаренную мне на юбилей несколько лет назад школьной подружайкой. Сначала «человеческий фактор» собрался втроем и что-то выпил. А может и съел, понюхал или укололся. Кто его знает, фактор этот, чем он там на досуге занимается. Потом зашел в магазин и купил баночное пиво. Редкое, в единственном магазине во всём квартале продаётся. Затем решил фактор дружно завалиться в соседнюю кафешку и там поднять на уши весь персонал своим, мягко говоря, неадекватным поведением. После чего, проходя мимо окон салона увидел, что за администраторской стойкой никого нет. Посмотрел, посовещался, тихонечко зашел в салон, две минуты покрутился вокруг рецепции. Затем осторожненько отцепил от сети ноут со стойки, вытащил рядом лежащий фотоаппарат и благополучно закрыл за собой дверь. Уходила компашка в приподнятом настроении, даже редкое пиво было расточительно забыто на подоконнике моего чудесного уголка красоты и благодати. Да и не до него было: такой улов, какое уж тут пиво! После звонка администратора о том, что у нее украли ноут, я могла сказать только одно: вызывайте милицию.
Милиция, то есть полиция, приехала через полчаса. В виде усталого дядьки, который всех нас расспросил, в особенности администратора, как было дело. Я расспрашивать не стала. Месяц назад мне также "обухом по лбу" позвонила администратор. Спросить сколько стоят шампуни и уходы. Я была более чем удивлена вопросу: и закупку и розницу админ должна знать назубок. Оказывается, это было начало «издалека». История болезни следующая: разбирала приход, поставила товар на рецепцию и отошла в подсобку. Вернулась – шампуней след простыл. Я тогда приехала и молча открыла файл записи. Черт оказался не так страшен. Пока наша героиня отошла на пару минут, вышла из кабинета мастер маникюра за полотенчиком, увидела, что на рецепции стоят бутыльки, сняла их со стойки и отставила вниз, подальше от посторонних глаз. Чтоб не сперли. И ушла обратно в кабинет делать свою работу дальше. Продолжать смотреть в монитор не было смысла. Администратор моя пела и плясала, целовала маникюршу, и было видно по всему, что жизнь удалась. Увы, тот случай её ничему не научил. И на этот раз она спокойно ушла пить чай с мастером в подсобку. Пословицу про грабли придумали русские. Человеческий фактор на Руси неискореним.
В ту ночь свет в салоне красоты горел до трех ночи. Приехала криминальная группа, забрала с подоконника банку с пивом, сняла везде в салоне отпечатки пальцев, забрала видео на флешке. Посмотрели видео с уличных камер. Лица читаются. Усатый дядька приободрился: при таких данных найти урков – плёвое дело! И статистика будет, и премия, и, может, звёздочка упадёт…
Прошло полторы недели. Подъезжаю к салону, вижу: двое крепких ребят заходят внутрь. Я бегом за ними, - чего бы ни случилось плохого. Кто такие? Оказывается – оперативники. Приехали мероприятия проводить. Я говорю: а где ж вы были всё это время? - Так вы понимаете, - отвечает мне мальчишка лет двадцати, - у нас же день оперативника в тот день был, когда у вас кража была. Вы ж понимаете….
Конечно, понимаю. Что ж тут непонятного. Человеческий фактор. Всё бывает.
Вы, говорит, документы приготовьте пожалуйста, что ноут на балансе стоит предприятия. И на фотик документы. А то дело уголовное нам без них не завести. Я удивляться не стала. Завтра, - говорю, - в салоне заберете. На том и порешили.
Прошло ещё недели две. Документы лежат в салоне. От полиции – ни слуху, ни духу. Может, в засаде сидят. А может опять – человеческий фактор.
Сначала смеялись, ставки делали, кто умнее окажется: доблестная полиция, которая найдёт воров или наркоманы, которые просто тупо шли мимо и захватили, что плохо лежит, оставив кучу отпечатков, свидетелей и личных изображений на фотокамерах как уличных, так магазинных и салонных вместе взятых. Теперь вернулись к работе, купили новый ноут, вычли, что полагается, из зарплаты, поставили новую программу, по новой заводим базу и остатки, благо копии на бумажных носителях никого их воришек не прельстили. Забыли, как говорится, жизнь продолжается.
Что еще нам преподнесет его величество человеческий фактор - одному богу известно. И камеры тут совсем ни при чем.
05.11.2012